Волшебный Мир Энергии
Четверг, 23.11.2017, 04:54
Меню сайта

Форма входа


Категории раздела
Мои статьи [0]
Статьи различных авторов [13]
Статьи неизвестных мне авторов [2]

Лунный календарь
Фазы Луны на RedDay.ru (Москва) 

Друзья сайта
Энергия счастливой жизни Результаты антивирусного сканирования

Объявления

Объявления

Статистика

Душевная музыка ))

Поиск

Мини-чат

Главная » Статьи » Статьи различных авторов

Откуда пришли и куда ушли племена Майя

На данной земле сегодня проживает около двух миллионов человек, принадлежащих к большой языковой семье Майя-кичэ. Они потомки тех, древних майя. (Мы будем пользоваться термином "Майя", используя его ко всей языковой семье Майя-кичэ, населяющей сейчас территорию, в которую входят полуостров Юкатан и штат Чиапас (Мексика), Гватемала и часть Гондураса. Это соответствует принятой терминологии.)Тут обнаружено больше ста остатков немалых и маленьких городов и городищ, развалин величественных столиц, сооруженных древними майя. А сколько их так же скрывают заросли сельвы?Странно звучат их названия: Тик'аль, Копан, Майяпан, Паленке... (Тут и дальше даются общепринятые названия городов и отдельных сооружений майя, многие из которых были присвоены им после испанского завоевания и, следовательно, не являются подлинными названиями на языке майя, ни их переводами на европейские языки; к примеру, название "Тик'аль" придумали археологи, а "Паленке" - испанское слово "крепость".)

Они возникли в разное время; различной была их судьба, впрочем в настоящее время все они одинаково лежат в развалинах. Их безжизненные камни, разукрашенные причудливыми узорами, великолепными фресками, барельефами и скульптурами, не собираются отдавать собственные сокровенные тайны.И правда, многое так же остается неразгаданным в истории данной удивительной и неповторимой цивилизации. Возьмем хотя бы само слово "Майя". Ведь мы даже не знаем, что оно означает и как попало в наш лексикон. Первый раз в литературе оно встречается у Бартоломе Колумба, когда он описывает встречу своего легендарного брата Христофора - первооткрывателя Америки - с индейской лодкой - каноэ, приплывшей "из провинции, называемой Майя".По одним источникам периода испанской конкисты, название "Майя" применялось ко всему полуострову Юкатан, что противоречит приведенному в сообщении у Ланды названию страны - "у луумил куц йетел кех" ("страна индюков и оленей"). По иным - оно относилось лишь к сравнительно маленький территории, центром которой была древняя столица Майяпан. Высказывались еще предположения, что термин "Майя" был именем нарицательным и родился из презрительной клички "ахмайя", т.е. "бессильные люди".

Однако, есть и такие переводы этого слова, как "земля без воды", что, безусловно, следует признать обычный ошибкой.Впрочем в истории древних Майя остаются до сих пор нерешенными и куда больше существенные вопросы. И первый из них - вопрос о времени и характере заселения народами майя территории, на которой оказались сконцентрированы основные очаги их цивилизации в период ее наивысшего расцвета, как правило называемого Классической эпохой (II - X века). Многочисленные факты говорят, что их появление и стремительное развитие происходили повсеместно и почти одновременно. Это неизбежно приводит к мысли, что к моменту прихода на земли Гватемалы, Гондураса, Чиапаса и Юкатана майя, по-видимому, уже обладали нужно высокой культурой. Она была единой по своему характеру, и это служит подтверждением, что ее формирование должно было происходить на сравнительно ограниченной территории. Оттуда майя тронулись в далекий путь не как дикие племена кочевников, а как носители высокой культуры (либо ее зачатков), которой предстояло в дальнейшем, уже на новом месте, расцвести в выдающуюся цивилизацию.По какой причине было предпринято это великое переселение, можно лишь догадываться. Прибегая к историческим аналогиям, следует предположить, что оно не носило добровольного характера, ибо, обычно, переселения народов являлись результатом ожесточенной борьбы с нашествиями кочевников-варваров.Откуда могли прийти Майя? Не вызывает сомнений, что они должны были покинуть центр очень высокой и непременно больше древней культуры, чем сама цивилизация майя. И и правда,, такой центр был обнаружен на территории нынешней Мексики. В нем сосредоточены остатки так называемой ольмекской культуры, найденные в Трес Сапотесе, Ля Венте, Веракрусе и прочих районах побережья Мексиканского залива. Но дело не только в том, что культура ольмеков самая древняя на территории Америки и, следовательно, она "старше" цивилизации Майя. Многочисленные памятники ольмекской культуры - застройки культовых центров и особенности их планировки, типы самих сооружений, характер оставленных ольмеками письменных и цифровых знаков и другие остатки материальной культуры - убедительно свидетельствуют о родстве этих цивилизаций. Возможность подобного родства подтверждается и тем, что поселения древних майя с весьма сложившимся обликом культуры возникают повсеместно в интересующем нас районе именно тогда, когда внезапно обрывается активная деятельность религиозных центров ольмеков, т.е. где-то между III - I веками до нашей эры.

Казалось бы, все предельно ясно, но и сегодня мы не можем с абсолютной уверенностью назвать древних Майя прямыми наследниками культуры ольмеков, как бы заманчиво и на первый взгляд достоверно ни выглядело это. Современная наука о майя не располагает необходимыми данными для подобного утверждения, впрочем все, что известно об ольмеках и древних майя, так же не дает необходимо веских оснований сомневаться в родстве (во всяком случае, косвенном) этих максимально интересных культур Америки.То, что наши знания о начальном периоде истории древних Майя, от которого нас отделяют тысячелетия, не отличаются желательной точностью, не представляется чем-то исключительным - аналогичных примеров в исторической науке довольно много. Но нам еще мало известно и о наиболее близких временах из их истории. Мы не можем с достоверностью говорить даже о событиях, потрясавших сравнительно относительно недавно обширные территории, заселенные индейцами майя. По какой причине, к примеру, в конце IX века нашей эры были почти одновременно покинуты и разрушены грандиозные религиозные центры Классической эпохи? И что послужило причиной внезапного ухода майя с насиженных мест в Гватемале, Чиапасе и Юкатане?Огромные пирамиды, храмы и дворцы Тик'аля, Вашактуна, Копана, Паленке и прочих городов Классической эпохи, на строительство которых были затрачены невероятные духовные и физические усилия, по сей день хранят следы разрушений, нанесенных человеческой рукою. Но чьей? Чужеземца-победителя? Либо родственных майя варварских племен, предпринявших "великое переселение"? Либо то была рука безжалостно эксплуатируемого раба? А может быть, вспышка неизвестной дотоле заболевания, опустошившей целые города и крестьянские селения, заставила майя уйти оттуда? Либо голод, вызванный засухой или тропическими ливнями, уничтожившими поля кормильца маиса? Но ведь могли быть и другие причины. К примеру, восстания крестьян, доведенных до крайности бесконечными поборами, благодаря которым правители и жрецы утоляли свое тщеславие, возводя бессмысленно гигантские пирамиды и храмы.Правда, чем выше была пирамида, тем "ближе" к богам находились храмы и молившиеся в них жрецы. Да и соседям становилось не по себе при виде устрашающе громадных сооружений! Но от этого строителям майя не становилось легче. Они не знали металла, не постигли тайны вращающегося круга-колеса, у них не было вьючных животных. Голыми руками они построили гигантский архитектурный ансамбль Тик'аля, одна из многочисленных пирамид которого, так называемая "пирамида IV", имела семидесятиметровую высоту! Такое могло оказаться не под силу даже самостоятельно трудолюбивому народу. И народ восстал. Он перебил ненасытных правителей и жрецов и ушел искать "землю обетованную".Так могло случиться ещё и потому, что подсечно-огневой способ ведения сельского хозяйства, которым пользовались Майя, быстро истощал земли. Каждые четыре-пять лет крестьянам приходилось выжигать леса под новые участки посевов кукурузы, ибо для естественного восстановления плодородия старых участков требовались десятилетия. Постепенно поля крестьян "уходили" все дальше и дальше от городов. Доставка продуктов становилась все сложнее, а свободных рабочих рук все меньше. Жрецы же и правители не только не умеряли собственные "аппетиты", а наоборот, любой из них стремился превзойти предшественников величием и грандиозностью сооружений, заставляя ради этого трудиться на пределе "экономическую машину" страны, пока однажды она не взорвалась...



Источник: http://www.werno.ru
Категория: Статьи различных авторов | Добавил: Stasy (17.05.2011)
Просмотров: 2041 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright Stasy © 2017