Волшебный Мир Энергии
Четверг, 23.11.2017, 04:54
Меню сайта

Форма входа


Категории раздела
Мои статьи [0]
Статьи различных авторов [13]
Статьи неизвестных мне авторов [2]

Лунный календарь
 Фазы Луны на RedDay.ru (Москва)

Друзья сайта
Энергия счастливой жизни Результаты антивирусного сканирования

Объявления

Объявления

Статистика

Душевная музыка ))

Поиск

Мини-чат

Главная » Статьи » Статьи неизвестных мне авторов

Символика традиционных славянских вышивок и оберегов
Символы имеют огромное значение для любой культуры, ведь именно они несут в себе основную смысловую нагрузку, играют главную роль в магических и религиозных действах, служат средством выражения и коммуникации. Символ – не просто графическое изображение на ритуальном или же бытовом предмете. Он – способ передачи информации, принятый в рамках смыслового поля определенной культуры. Символ не имеет какого-то единого обозначения. Значение символа зависит от интерпретации, от способа «считывания» его смысловой нагрузки. Только в рамках материнской культуры символ не требует трактовки, понимается однозначно. Десять веков, что отделяют нас от живой языческой традиции славян, наложили свой отпечаток на наше понимание символического языка наших предков. Мы склонны понимать символическое изображение прежде всего как эстетический элемент, несущий минимум смысловой нагрузки. Но для древних славян дело обстояло иначе. Символы имели прежде всего магическое значение; они предназначались для охраны от злых духов, для достижения успеха, для привнесения добра в мир. Выражались символы не только графически, но и ритуально: например, в определенных движениях во время праздничных обрядов, в песенной традиции и т.д. Большинство символов древних славян носило общий, кросскультурный характер. Вероятно, они возникли в древнейшую эпоху и существовали, практически без изменений, вплоть до наших дней. Ярким примером использования символики являются традиционные славянские вышивки и резные элементы в оформлении зданий. Орнаменты вышивок и резьба играли роль оберегов, магических талисманов, призванных защитить своего владельца от злых духов. С этой целью специальными узорами вышивались ворот, манжеты, подол, разрез горловины на одежде; резьбой покрывали ставни, дверные и оконные наличники, порог и притолок, т.е. места, через которые нечистая сила может проникнуть в тело человека или же в его жилище. В традиционной вышивке и резьбе наиболее распространены следующие символические мотивы: символы солнца, символы стихий – огня (часто совпадают с солярными, воды и земли), символы деревьев и трав. Реже встречается символика различных животных. Также встречаются изображение божеств, в основном женских. Солярные символы славян Как и в любой культуре с развитым земледелием, у славян был развит солярный культ. Он находит свое воплощение в символах и знаках, которые занимают значительное место в древнеславянских орнаментах, мотивах росписи и вышивок. В качестве изображений солнца выступали круги, колеса, кресты и свастики. Крест – магический символ, существовавший во множестве культур задолго до появления христианства. Форма креста изначально имитировала орудие для добывания огня, а потому крест сам становится символом огня, а со временем – и солнца. Земной огонь, по поверьям славян, происходит от огня небесного, средоточием которого является солнце. Крест выступает символом единства двух огней. У креста четыре луча. Число четыре является священным во многих традициях, в том числе и в славянском язычестве. Лучи креста – символическое отображение четырех сторон света, на которые распространяется солнечный свет. Таким образом, крест – символ всемогущества солнца как средоточия небесного огня. Свастика – символ, по внешнему виду и значению схожий с крестом. Современное понимание свастики как символа национализма не имеет ничего общего с ее истинным значением. Свастика издревле была символом солнца, отображала его движение по небу. Даже само слово «свастика» происходит от санскритского корня «sva», «va», что означает одновременно небо и огонь. У свастики может быть не только четыре луча. Встречаются свастики с тремя (триквестр), пятью, восемью и более лучами. Каждый вид свастики имеет свои особенности трактовки, но основа остается неизменной. Круг – еще один солярный символ, связанный с формой солнечного диска на небосводе. В символике часто сочетается с крестом. Крест в круге также выступает схематическим изображением колеса, еще одного весьма распространенного солярного символа. Колесо, как и свастика, подразумевает динамику, движение солнца по небосводу. Как символ солнца, колесо играло немаловажную роль в языческих праздниках, в частности Масленице и Купале, где облитые дегтем зажженные колеса скатывали с холмов, изображая движения солнца, поворачивающего на лето и зиму соответственно. Крест или же свастика в круге – один из распространенных мотивов для изготовления подвесок-оберегов и различных украшений-талисманов. Громовой знак – шестиконечный крест в круге. Знак Перуна. Громовой знак изображали на прялках, использовали при оформлении изб, гравировали на шлемах и пластинах доспехов, вышивали на мужской рубахе. На избах его вырезали на кокошнике (полукруглое завершение наружного участка стены) в качестве магического громоотвода и оберега от злых сил. Громовой знак был магическим знаком русской дружины.
Категория: Статьи неизвестных мне авторов | Добавил: Stasy (21.04.2011)
Просмотров: 686 | Рейтинг: 4.5/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright Stasy © 2017